Как правильно общаться с ребенком аутистом?

Общение помогает людям понимать друг друга, чтобы взаимодействовать между собой и сосуществовать. Иногда природа с периодическим постоянством воссоздает патологическую комбинацию факторов генетики и окружающего мира. В результате рождаются люди, «спрятанные внутри себя» – аутисты.

Как общаться с детьми аутистами?

Аутизм – это не просто диагноз, это способ существования, который является пожизненным и лечению не поддающимся. Дети – аутисты в корне отличаются от окружающих их людей не только поведением, но и восприятием мира, плохой способностью к взаимному общению и неумением адаптироваться под ситуации.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-6

Те, кто называет аутистов дурачками, не правы – среди них встречается много талантливых людей с повышенным IQ. Просто они по-иному воспринимают мир, с которым не умеют найти общего языка.

Особый подход. Чтобы родителям было легко общаться с аутичным ребенком, придется найти к нему особый подход. Для этого понадобится большое терпение и способность к обучению самих взрослых. Приучать к жизни аутиста по методикам, применяемым к стандартным детям, здесь не получится.

Жесты. Основной принцип общения с аутичным ребенком – умение наблюдать за его поведением. Жесты – вот основной язык, которым малыш пытается рассказать о своем мироощущении. Сразу следует уяснить, что у аутистов все органы чувств, как правило, развиты в несколько раз сильнее, чем у обычных людей. Это становится настоящей трагедией, так как каждое усиленное чувство влияет на нервные окончания и отражается на психическом состоянии.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-7

Как разговорить аутичного ребенка? Решать проблему следует с помощью специально подобранной корректирующей программы, исходя из формы алалии. При этом занятия должны быть ежедневными, проходить в игровой форме с использованием специальных пособий, и ни в коем случае не в принуждающей к действиям манере.

Моторная алалия. Обучение аутичного ребенка при моторной алалии проходит в несколько этапов.

  • 1-й нацелен на активацию желания малыша разговаривать. В процессе игры производимые мамой звуки и слоги должны сопровождаться жестами, которые привычны и понятны аутисту.
  • 2-й этап – это работа над словотворением. Здесь нужно каждое действие комментировать словами.
  • На 3-ем этапе можно начинать вести диалоги, например, по сюжетным картинкам. Задавая простые вопросы, не стоит требовать от малыша сложных ответов.
  • 4-й этап – закрепительный. Здесь уже можно попытаться придумывать рассказы, выбирая свободную тематику.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-1

Повышенная чувствительность. Осязание, обоняние, зрение, слух и вкус – вот 5 критериев чувств, которыми владеет каждый человек. Яркие их проявления для аутиста становятся настоящей пыткой, о чем ребенок пытается показать жестами: закрывает глаза или уши, отказывается от неприятной (по его ощущениям) пищи, снимает с себя одежду, которая раздражает тело. Это не детские шалости, а способ малыша сказать о своих чувствах.

Именно умение «слышать» этот язык жестом и будет основой общения с ребенком-аутистом. Научившись понимать этот язык, взрослые научатся общаться с аутичным малышом.

Как научить разговаривать ребенка аутиста?

Как правило, аутичные дети либо очень плохо разговаривают, либо вообще не умеют говорить. Такая задержка в речевом развитии никак не связана с умственными способностями ребенка – это, скорее, вызвано неумением идти на контакт.

Почему ребенок – аутист не разговаривает? Находясь «внутри себя», аутист ведет невербальные разговоры, которые формируются в его голове. Зачастую у таких детей большой словарный запас, который они не могут воспроизвести обычной речью. Если ребенка научить, допустим, писать на компьютере, он вполне способен высказать подобным образом свои мысли.

Если ребенок-аутист не разговаривает, вовсе не значит, что он не способен этого делать.

Каждого малыша мамы учат общению, только в данном случае такое обучение займет более длительный период. Но, набравшись терпения, в конечном итоге можно получить положительный результат. Как действовать, будет зависеть от формы отсутствия речи.

  • Алалия моторная проявляется в неумении ребенком воспроизводить слышимую речь, хотя он отлично ее понимает. Это связано с нарушением анализатора речедвигательного.
  • Сенсорная алалия – это неспособность ребенка понимать речь, поэтому и не развивается умение говорить.

Несмотря на то, что алалия – серьезный дефект, дети с диагнозом аутизм будут разговаривать, если развить у них такую потребность.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-4

Сенсорная алалия – более серьезная ситуация. При ней придется на время обучения ограничить малыша от контакта с окружением, пойти на создание некоего зрительного «голода» – не включать телевизор и спрятать все игрушки, картинки, книжки.

  • Привлекать внимание ребенка к окружающим звукам следует с помощью погремушек, губной гармошки, колокольчиков. Малыш должен научиться определять направление, откуда этот звук исходит.
  • Затем обучают ребенка определять на ощупь предметы, исходя из их формы, размеров, фактуры, контура.
  • И только после этого можно начинать учить произносить сначала звуки, затем слова, и постепенно переходить к диалогам.

На протяжении всего периода обучения общаться с аутистом нужно ровно, без проявления отрицательных эмоций и повышения голоса. Нельзя также подправлять речь ребенка или критиковать ее.

Как правило, аутисты при общении стараются не смотреть в глаза, но процесс обучения предусматривает зрительный контакт. Поэтому нужно постараться во время занятий удерживать взгляд ребенка. Также стоит сконцентрировать его внимание на губах говорящего, предлагая малышу воспроизвести мимику и жестикуляцию лица во время произношения звуков. Аутисты умеют подражать, если осознают, для чего это необходимо.

Может ли ребенок разговаривать с аутизмом?

Проявляться аутизм по-настоящему начинает ближе к трем годам, когда приходит время начинать разговаривать. Обследовав ребенка у врачей, родители могут услышать диагноз «задержка речевого развития» или того серьезнее – «аутизм», пугаться не стоит. Если у малыша хороший слух и он активно реагирует на звуки, разговорить его будет не сложно.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-2

Обучение. Ребенок – аутист способен поддаваться обучению. Только для этого рядом необходим терпеливый помощник, который постепенно адаптирует малыша к окружающему миру. Такими спутниками по жизни становятся, как правило, родители. Логопеды и психотерапевты только помогают корректировать развитие с помощью индивидуально подобранных программ.

Успех обучения ребенка – аутиста во многом будет зависеть от способности родителей создать подходящие условия и устанавливать режим развития.

Можно достигнуть хороших результатов., если не подтрунивать над попытками аутиста говорить, не корректировать его речь, не демонстрировать никаких предубеждений в отношении способностей ребенка.

Стимул к общению. Избавив малыша от стрессовых ситуаций в жизни, сняв всяческие давления и наполнив обучение игровой непринужденностью и радостью, родители создадут стимул к желанию общаться. При этом взрослые постоянно должны своим примером показывать, как им самим приятно разговаривать с ребенком.

Расхожее мнение о том, что ребенок с аутизмом не разговаривает, не должно останавливать родителей от попыток научить своего малыша вербальному общению с окружающим миром.

Как общаться с ребенком аутистом 10 лет?

Дети-аутисты видят и воспринимают мир по-своему. Поэтому им так сложно налаживать коммуникационные связи с окружающими. Постороннему человеку не понять аутиста, а вот близкие для него люди должны научиться общаться с ним. Для этого потребуется уяснить несколько принципов.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-3

У аутистов, как и у обычных людей, есть своя сфера интересов. Ребенок всегда пойдет на контакт, если в разговоре затронуть близкую ему тему. Общаться с ребенком нужно на равных, даже если ему всего лишь 10 лет. При этом речь собеседника не должна быть сложной – лучше использовать короткие предложения, чтобы их легче было осмыслить.

  • Если ребенок-аутист с трудом воспринимает устную речь, можно найти альтернативные способы общения, используя жесты, письмо (если он умеет читать) или рисунки. Последний вариант особенно приемлем, так как аутисты мыслят образно.
  • Если ребенок молчит и не идет на контакт, не стоит его принуждать. Возможно, что-то не так в окружающей обстановке, или ребенок мысленно занят чем-то другим, более интересным ему. Так что молчание аутиста не обозначает личную неприязнь.
  • Не стоит вводить детей в стрессовую ситуацию вопросами, на которые они не смогут ответить или смысл которых не понимают. Лучше с аутичным ребенком общаться в форме обычной разговорной речи, а не устраивать викторину в «что? где? когда?».
  • Иногда ребенок может сам пойти на контакт – не стоит от этого отмахиваться. Родителям всегда нужно находить время на своего киндера. А еще лучше – никогда не упускать из виду его эмоциональное состояние, чтобы сразу же отреагировать.
  • Для общения с ребенком (будь ему 3 года или 10) нужно подбирать подходящее время, когда он расслаблен, а окружающая обстановка не действует возбуждающе.
  • Шутки, идиомы, сарказм 10-тилетнему ребенку-аутисту не понятны – он способен воспринимать только прямую речь. Это следует учитывать при общении.

При диалоге с 10-летним ребенком, в разговоре делают паузы, стоит давать ему возможность переосмыслить услышанное и подобрать правильный ответ. Способность общаться медленно – это не свидетельство умственной отсталости. Мозг аутиста – это маленький компьютер, которому необходимо время для обработки информации.

kak-obshhatsya-s-autichnym-rebenkom-5

В разговоре с ребенком следует употреблять привычные для него речевые обороты. Если каждый раз по-новому строить фразы, это может сбить ребенка-аутиста с толку. Для него важны постоянство и системность. Поэтому родителям придется придерживаться привычной схемы, без использования нюансов.

Являясь сами повышенно чувствительными, дети-аутисты не способны воспринимать эмоции окружающих. Так что не стоит принимать равнодушие ребенка к своим переживаниям или боли, как грубость или эгоизм. Таких нюансов аутисты просто не понимают.

Если в семье появился аутист, не стоит воспринимать это, как «кару небесную» – ведь судьба наградила их особенным малышом. Посвятив свою жизнь ребенку, родители смогут вырастить социально коммуникабельного человека, способного адаптироваться в окружающем мире.

Оцените статью
я малышка