Развитие ребенка в 4 года

Ребенку 4 года. Начинается самый нежный возраст. Остался позади сложный период непонимания, бесконечных конфликтов и войн.

Родители могут вздохнуть с облегчением и приготовиться к трем годам спокойствия и умиротворенности в жизни подросшего сорванца.

Общее развитие ребенка в 4 года

Ребенок в 4 года вступает в следующий этап своего взросления – младший дошкольный возраст. Шумный и капризный трехлетка превращается в послушного и улыбчивого малыша. Кризис негативизма успешно миновал. Отныне все поступки ребенка будут продиктованы стремлением понравиться и угодить родителям, близким людям.

Важные для ребенка взрослые должны особенно следить за своим отношением к нему, способами реагирования на его поступки и собственным эмоциональным состоянием в целом. Малыш становится уязвимым и беззащитным из-за своей привязанности к ним. Сейчас его легко ранить и обидеть неправильным действием, словом, интонацией. А это может навсегда разорвать тонкую нить связи и доверительных отношений между ребенком и окружающими его близкими родственниками.

Психическое развитие ребенка в 4 года наполняет его эмоциональную жизнь новыми оттенками чувств и впечатлений. Кроха может грустить, тосковать, печалиться, испытывать стыд. Подобные проявления, пугающие бдительных родителей, совершенно нормальны и являются результатом формирования душевной организации малыша. Несмотря на резко возросшую самостоятельность, важно продолжать уделять достаточно внимания, вовлекать в совместную деятельность и не забывать про волшебную силу похвалы, которая, конечно, должна оставаться адекватной и соизмеримой его достижениям.

Физическое развитие ребенка в 4 года характеризуется снижением двигательной активности. Если раньше потребность в движении была определяющим инстинктом в жизни, то сейчас в действиях на первый план выходит осознанность и контроль. На данном этапе специалисты рекомендуют много гулять и играть с малышом в подвижные игры. Хорошим подспорьем станет спортивная секция или танцевальный кружок. Ребенок в 4 года уже готов к регулярным организованным занятиям в коллективе сверстников. Это дисциплинирует его, помогает развивать волевой характер, учит добиваться поставленной цели.

Речь в 4 года

Если задаться вопросом, что должен уметь ребенок в 4 года, то на первый план, без сомнения, выйдет его способность правильно говорить. Богатый словарный запас и правильное произношение становятся частью общепринятой нормы для этого возраста. При наличии отклонений или отставаний в данной области, необходимо обратиться к логопеду, который протестирует и разработает специальный курс занятий. Важно сделать это сейчас, когда ребенку 4 года, поскольку в дальнейшем исправить подобные речевые ошибки будет намного сложнее.

Главным двигателем развития и формирования личности всегда выступала подражательная деятельность. Ребенок в 4 года начинает активно повторять слова и выражения, употребляемые родителями и близкими родственниками. Поэтому в одинаковой ситуации два малыша могут по-разному проявить личное отношение к происходящим событиям. Один скажет: «Хорошо! Прекрасно!», а другой использует набор нецензурных слов. И это не он «в 4 года такой невоспитанный грубиян», просто окружающие его взрослые люди забывают в присутствии ребенка контролировать свой речевой поток. Чтобы избежать подобных казусов, стоит постоянно помнить, что фразы, употребляемые родителями в повседневной жизни, записываются в сознание малыша и после очень тяжело поддаются исправлению.

Важное обстоятельство, стимулирующее речевое развитие ребенка в 4 года, — знание стихов и песенок. Многие дети, достигнув этого возраста, начинают проявлять небывалые артистические способности. Их привлекает сцена, выступление перед близкими взрослыми, их аплодисменты и похвала. Здесь как раз и пригодятся выученные с мамой стишки, которые ребенок с гордостью продемонстрирует под бурные овации слушателей.

Уход за малышом

Что должен уметь ребенок в 4 года? В первую очередь, полностью обслуживать себя: одеваться и раздеваться, купаться и вытираться полотенцем, завязывать шнурки, самостоятельно питаться и ходить в туалет. С точки зрения его бытовых навыков – это уже вполне самостоятельная личность. Функции родителей сводятся к помощи, наставничеству и обеспечению безопасности малыша.

Питание ребенка

Ребенок в 4 года продолжает принимать пищу в 4 подхода. Сейчас в рацион можно вводить сладости и жирную пищу. Делать это следует постепенно и умеренно. Организм маленького едока должен принять изменения и адаптироваться к ним.

Сон в 4 года

Соблюдение режима отдыха остается важным условием успешного роста и развития в 4 года. Десять часов ночного сна и один-два часа дневного тихого часа позволяют быть бодрым на протяжении всего дня.

Безопасность

Родители часто задаются вопросом: что должен уметь ребенок в 4 года, чтобы оставаться в безопасности, когда рядом нет взрослых, способных защитить его. Сейчас малыш – это уже осознанная личность, способная запомнить определенный объем информации и использовать ее по назначению. Поэтому, когда ребенку 4 года, он уже в состоянии выучить с помощью взрослого основные правила дорожного движения, запомнить меры осторожности во время пребывания на улице, а при необходимости назвать свой точный домашний адрес.

Чему можно научить детей четырех лет?

Больная тема для всех неравнодушных родителей: что должен уметь ребенок в 4 года? И есть ли в этом вопросе вообще какие-то стандарты и критерии? Каждый решает это сам. Но в целом шаблонов и правил здесь нет.

Надо ли учить ребенка чтению? Надо. Если он сам изъявляет желание или хотя бы не против этого.

Нужна ли ему сейчас математика? Нужна. Опять же ориентируясь на интерес и настрой самого ученика. Все хорошо в свое время и в меру. Главное здесь – не отбить раньше времени охоту к познанию и исследованию. Информация не должна подаваться в готовом виде.

Чтение – это увлекательный процесс, а не принудительная пытка. Математика – это работа ума и абстрактность мышления, а не сухие цифры и примеры. Так все-таки, что должен уметь ребенок в 4 года? Радоваться самому процессу обучения, стремиться к получению знаний и никогда не отступать перед временными трудностями и препятствиями на этом пути.

Развивающие игры

На первый план в развлекательно-познавательной деятельности выходят сюжетно-ролевые игры. Ребенок в 4 года обладает удивительной фантазией, благодаря которой может разыгрывать целые театральные представления. В этом возрасте нередко у малыша появляется вымышленный несуществующий друг, с которым он может вести продолжительные беседы и часами играть, не выходя из комнаты. Родителям не стоит беспокоиться по поводу психического состояния своего чада – это нормальный этап его развития. Более того, наличие подобного друга говорит о творческих способностях и богатом воображении.

Часто товарищем по играм для малыша становится его любимая мягкая игрушка, что тоже является нормой. Ребенок в 4 года – это неутомимый выдумщик и фантазер. Роль родителей в его игровом поле сводится к придумыванию новых сюжетов, сценариев и активному участию в них. Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать четырехлетнего ребенка.

Тематические мини-сценки. Выбираем двух персонажей, например, плюшевого медвежонка и зайку. Распределяем роли между малышом и мамой. Затем с помощью зверюшек разыгрываем ряд разноплановых сценок. Примеры: медвежонок в гостях у зайки, медвежонок и зайка идут в поход, в театр, в лес.

Кукольный театр. Делаем из старых перчаток и носков несколько ручных кукол. Придумываем сюжетное представление с их участием. Такая игра может варьироваться от спонтанного минутного веселья до продуманного тщательно организованного спектакля с применением ширмы (для скрытия актеров) и присутствием зрителей (папы, бабушки, дедушки).

Театр одного актера. Обустраиваем самодельную сцену — занавески вместо кулис, декорации из рисунков малыша и, конечно, любая продолговатая игрушка в роли микрофона. А дальше — полет творчества. Можно придумать и показать целое представление с участием ребенка, либо ограничиться его одиночным выступлением. Как говорится, хозяин – барин. Главное – это полный зал восторженных зрителей (домочадцев) и искренняя заинтересованность самого актера.