Развитие ребенка в 3 года

Ребенок в 3 года – маленький взрослый. За последнее время он проделал огромный путь развития и роста. Совершенное управление собственным телом, освоение речи и бытовых навыков, первичные знания о мире и его свойствах – далеко не полный список достижений малыша к данному возрасту. Важный отрезок жизненной дистанции остался позади. Но многое еще предстоит узнать, понять и выучить.

Общее развитие ребенка в 3 года

В обществе бытует весьма распространенное мнение, что ребенок в 3 года – это окончательно сформированная личность с определенным характером и набором способностей.

Бессмысленно пытаться что-либо в нем изменить – «после трех уже поздно». «Извините, вы опоздали!» — говорят советские детские психологи и специалисты, глядя на попытки бдительных родителей направить их чадо в нужное русло, когда он уже преодолел «критический» возраст. Спорить с ними бессмысленно – каждый имеет право на личное мнение. Современным папам и мамам нужно уметь услышать свой здравый смысл за этим нестройным хором громких возгласов и противоречивых советов.

Никогда не поздно чему-то научить и привить новое качество растущему человечку. Развитие ребенка в 3 года не останавливается. Оно продолжает шагать семимильными шагами и набирает скоростные обороты вопреки мнению сторонников модной теории раннего формирования детской личности. Единственное, о чем следует помнить с позиции «потом трудно исправить», это доверительные отношения между малышом и близким ему взрослым, выстраивающиеся с рождения и на протяжении всей жизни. Самыми определяющими для них, действительно, являются первые 3 года или даже год общения с карапузом. От разумного поведения родителей на данном этапе зависит многое. Не наорать, не применить силу, не проигнорировать, а спокойно выслушать и проявить сочувствие, не уступив своих позиций — на самом деле тяжело. Но именно сейчас, оазобравшись с собственными эмоциями, зависит благополучие и счастье малыша в его взрослой жизни.

Вторым важным моментом взросления трехлетнего малютки является его отправление в детский сад. Бабушке становится сложнее справляться с подросшим сорванцом, мама выходит на работу. И в жизни крохи назревает необходимость окунуться в необычную для него атмосферу общественных норм и правил. Если большую часть времени малыш проводил исключительно в обществе мамы, то ему потребуется определенный адаптационный период, чтобы привыкнуть к ее продолжительному отсутствию и пребыванию в коллективе. Поэтому первое время стоит ограничить нахождение ребенка в дошкольном учреждении, предоставляя ему возможность осмотреться и «перерасти» сильную привязанность к дому. Терпение и постепенность – главные условия правильного приучения к происходящим в его жизни изменениям.

Что же должен уметь ребенок в 3 года, чтобы успешно справиться с новыми реалиями? В первую очередь, важны его бытовые навыки: способность самостоятельно кушать, одеваться и раздеваться, справлять физиологические потребности. Не последнюю роль играет умение соблюдать установленный распорядок дня – вставать рано утром и без нареканий отправляться спать днем вместе с другими детьми, когда скажет воспитатель. В противном случае могут возникнуть трудности и, как следствие, слезы, истерики и нежелание продолжать посещение детского сада. Но даже это не самое главное из того, что должен уметь ребенок в 3 года. Общение и игра со сверстниками – вот ключ к быстрой адаптации в коллективе и завоеванию друзей. Это поможет проявить его коммуникативные качества, научит разрешать конфликтные ситуации, принимать поражения и одерживать победы.

Речь в 3 года

Быстрыми темпами продвигается речевое развитие ребенка в 3 года. Он составляет предложения из 6-7 слов, может рифмовать их, придумывает и поет песни на непонятном языке. Сейчас самое подходящее время для того, чтобы расширить познания малыша о природе вещей и предметов. Взрослый может объяснить ему, что предметы, имеющие определенные наименования, состоят из других форм, которые тоже носят свои названия. Например, цветок включает в себя лепестки, стебель и листья. Так у крохи помимо расширения словарного запаса вырабатывается понимание общего, частного и умение отделять одно от другого

Рассмотрим то, что должен уметь ребенок в 3 года согласно общепринятым нормам.

  • Малыш начинает правильно употреблять приставочные глаголы: пришел, вышел, ушел.
  • Понимает и использует в речи обобщающие слова: одежда вместо кофты и штанов, игрушки вместо мишки и зайчика.
  • Называет отдельные части предмета своими именами, например, у стула есть сидение и спинка, а у шкафа — дверца и ручка. До этого каждая из этих составляющих была просто шкафом и столом.
  • При описании событий и собственных эмоций употребляет синонимы.
  • Начинает замечать ошибки в лексике других детей, даже если сам их допускает.

Необходимо постоянно общаться с малышом. Особенно важным это становится, если речевое развитие ребенка в 3 года отклоняется от нормы. При этом главную роль играет сама конструкция разговора. Карапуз не должен бездумно запоминать новые слова, его главная цель — понять их значение. Следует создавать обстоятельства, в которых он будет сопоставлять отдельные понятия с яркими, запоминающимися образами и явлениями.

Удобное время для содержательных бесед – пребывание с ребенком на свежем воздухе. Во время совместных прогулок взрослому нужно акцентировать внимание ребенка на происходящих событиях. Разговор строится в форме диалога – ты мне, я тебе. Это достаточно продуктивная модель общения.

Незаменимым по своей значимости занятием остается чтение книг. Ребенок в 3 года уже не пассивно слушает, а комментирует, задает вопросы и может вкратце пересказать то, что услышал. Из произведений, способных его заинтересовать, помимо хорошо известных сказок выделяются стихи, потешки и песенки. Малыша завораживает их ритмика и мелодичность. Они обогащают его речь и развивают мышление.

В 3 года особенно важен механизм произнесения слов. Специалисты рекомендуют внимательно наблюдать, как ребенок произносит согласные звуки, насколько чисто они звучат, и не кажется ли его губная артикуляция слишком вялой. Это особенно актуально при раннем переводе малыша на искусственное вскармливание. Четкость произношения неизбежно ухудшается при изучении новых, сложных слов. Если взрослый вовремя обратит на это внимание и в игровой форме попросит отработать проблемные звуки на примере односложных слов, то ребенок в 3 года быстро справится с подобным незначительным регрессом.

Уход за трехлетним малышом

Существенным изменением распорядка дня ребенка в 3 года становится ежедневное посещение детского сада. Если до этого малыш уже соблюдал определенный режим, ему будет легче адаптироваться в новых жизненных условиях. Мама может немного перевести дух и заняться своими делами. Уход начинает занимать утреннее и вечернее время, а днем ребенок находится под наблюдением воспитателей.

Питание ребенка

Ребенок в 3 года продолжает питаться 4 раза в день. Зачастую, отправляясь в детский сад, малыш отказывается принимать пищу в новом для себя месте. Поэтому родители должны быть на связи с персоналом заведения, чтобы вовремя принять необходимые меры. Иногда можно обойтись простым разговором. Если ребенок упорно продолжает отвергать еду, это повод задуматься: возможно, дело не в нем, а в качестве этой еды. Только после выяснения всех подробностей стоит принимать разумное решение. Давление в подобной ситуации не поможет, а оттолкнет чадо от взрослых и приведет к серьезным проблемам с приемом пищи в будущем.

Сон в 3 года

Успешное развитие ребенка в 3 года подразумевает крепкий и здоровый десятичасовой сон ночью и 1-2 часа отдыха днем. Малыш растет, становится энергичнее и может отказаться от дневного тихого часа. Родителям надо быть непреклонными и постараться сохранить существующий распорядок, как минимум, до 5 лет.

Безопасность

Подросший непоседливый карапуз должен быть хорошо осведомлен об основных правилах поведения на улице, в том числе вблизи проезжей части или незнакомых местах. Ребенок в 3 года способен запомнить местоположение своего дома, поэтому родителям стоит как можно быстрее его этому обучить. А отправляя малыша в детский сад или на обычную прогулку, не лишним будет положить в карман его курточки бумажку с домашним адресом.

Чему можно научить?

Не существует конкретных рекомендаций, по поводу того, что должен уметь ребенок в 3 года или что он обязан к этому возрасту узнать. Это индивидуальное решение его родителей, зависящее от желаний и интересов самого малыша. Однако отдельные сведения уже можно вводить в информационное поле в виде игры. Таким образом, допустимо начать изучение букв, геометрических фигур, цифр и других важных понятий. Сейчас память ребенка работает очень продуктивно, и новые знания будут быстро усваиваться. Если его интерес к обучению не пропадает, то, познакомившись с буквами, целесообразно перейти к слогам и целым словам. Уже через короткое время малыш сможет продемонстрировать счастливым родителям свои первые навыки чтения.

Развивающие игры

Наступает интересное время для всевозможных совместных игр. Ребенок в 3 года принимает активное, осознанное участие в игре, отдавая отчет своим действиям. При этом он еще не утратил удивительную любознательность и неравнодушие ко всему происходящему. Подобное сочетание делает его идеальным участником любого развивающего занятия, проводимого в игровой форме. Каким же образом можно развлечь трехлетнего непоседу?

Найди лишнее. Взрослый называет три слова, которые ребенок должен сначала обобщить, а затем определить лишнее. Например, одуванчик, тюльпан, дуб – все три понятия являются растениями, но дуб – это дерево, поэтому он тут лишний. Помимо развития логики и мышления подобная игра способствует обогащению словарного запаса.

Кто как двигается? Для начала необходимо прочитать любую книгу о животных, обсудить ее, рассмотреть иллюстрации. Далее начинается сама игра – взрослый и ребенок изображают движения зверей, про которых написано в книге (прыгают, как зайцы и летают, как птицы). Такое развлечение развивает общую моторику и воображение.

Сделай вазу. Небольшая банка или бутылка обклеивается пластилином, после чего ребенку предлагается придумать узор и украсить сосуд, сделав из него нарядную вазу. В качестве вспомогательных материалов используются крупы, семечки, пуговицы и бисер. Эта небольшая творческая мастерская разовьет мелкую моторику рук и креативное мышление ребенка.

Что каким бывает? Взрослый последовательно задает вопросы о классификации предметов по характерным для них признакам, малыш отвечает. Затем можно поменяться местами. Примеры: что бывает длинным (дорога, лента, змея), коротким, высоким, круглым? Благодаря этой игре ребенок учится обобщать свойства предметов, сравнивать их и группировать, знакомится с понятиями длина, ширина, высота.

Отгадай, что это. Здесь может быть несколько участников. Водящий называет три признака какого-либо предмета или животного, а игроки должны его назвать (бурый, большой, лохматый – медведь; длинноухий, белый, быстрый – заяц; квадратный, цветной, громкий – телевизор). Такое развлечение развивает логическое мышление.

Выполняя подобные задания, ребенок в 3 года знакомится с понятием ассоциативных цепочек и учится их выстраивать.

Посчитаем вместе. Начинать обучение счету можно с помощью нескольких вариантов простых игр:

  • взрослый и карапуз кидают друг другу мяч, называя по одной цифре: один, два, три;
  • водящий считает вслух, а ребенок в соответствии со счетом в правильной последовательности раскладывает кубики с цифрами.

Малышу понравится небольшое театральное представление с мягкими игрушками и куклам. С их помощью обыгрывается диалог, в котором один участник просит другого принести ему, например, 3 яблока или 2 печенья.

Приступая к развивающим занятиям нужно помнить, что в 3 года ребенок продолжает оставаться маленьким зеркалом для своих родителей. Только от их настроя и вовлеченности в процесс игры будет зависеть интерес и его успехи в освоении знаний, которые заложены в этом увлекательном мероприятии.