Экологическое воспитание детей — практика!

Экологическое воспитание занимает особое место в жизни ребёнка. Оно характеризуется повышенным интересом к окружающему миру, в частности природному окружению и животным. Благодаря экологическому воспитанию, малыш познаёт живую среду, учится уважать её и вырабатывает внутри себя понимание: какое экологическое поведение не принесёт пагубных действий для них.

Сейчас этот вопрос достаточно актуален, и если его воспринять всерьёз, то можно забыть о природных загрязнениях, не бережном отношении к лесам и главное, обеспечить уход, как за домашними, так и не прирученными животными. Экологическое воспитание, довольно целеустремлённая и актуальная тема, поэтому стоит уделить внимание этим факторам.

Цели и задачи экологического воспитания:

  • Формирование в сознании малыша определённых знаний об окружающей среде, природных явлениях, катаклизмах. В особенности экологическое развитие природного и животного мира.
  • Развитие любви, бережного отношения к природе, животным и уважение ко всему живому.
  • Формирование желания ухаживать за животным и природным миром, сохранять его.

Экологическое воспитание – актуальный вопрос XXI века

Экологическое воспитание – формирует в подсознании подрастающего поколения правильное экологическое поведение, уважение и отношение к окружающей среде. Во время решения этого важного вопроса, у ребёнка формируется чувство сострадания, сочувствия к живым существам.

Например: если птичке не бросать хлебные крошки, она в одиночку не сможет найти себе пищу и поэтому погибнет. А если подкармливать, тогда она порадует спасителя утренним пением. Или, если не поливать растение — завянет, а приложив небольшие усилия, обязательно будет радовать глаз на подоконнике и создавать уют в доме.

Человек – тоже является одним целым с окружающей средой, но если не развить с раннего возраста экологическое гуманное отношение, то часть живого погибнет, а мир лишиться многих заповедных растений и зверей.

Все приобретённые знания, можно полностью усвоить только практически!

Нужно чтобы ребёнок видел пользу в этих действиях, поэтому родителям стоит подкармливать птичек, помогать животным, ухаживать за культурными растениями и приобщать малыша к таким же действиям.

Методика экологического воспитания

Неотъемлемая часть структуры познания — экскурсии по заповедникам. Это даёт возможность ребёнку узнать виды растений, как они живут, почему экологические виды животных либо трав вымирают, научатся исследовать народные приметы. А главное – будут предсказывать последствия неправильных действий человека.

Чтобы доступно объяснить ребёнку суть экологического воспитания, можно придумать небольшую сказку, например:

«Жил-был маленький цветочек, которому очень тяжело было жить под окном в одиночестве. С каждым днём, он всё больше зарастал сорняками, а проходивший народ забрасывал его мусором. И однажды, когда цветочек уже начал засыхать, маленькая девочка заметила бедное растение, вырвала сорняки, начала поливать, убрала мусор. Цветок быстро вырос и распустил большой и красивый бутон, после чего все вокруг заметили, какой он прекрасный и посадили в клумбу ему друзей».

Таким способом прививается чувство жалости и подсказывает, что нужно делать, т. к. дети впитывают, как губка поступающую информацию.

Советы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Родители – несут незаменимый вклад в формирование экологического воспитания. Так как для малыша, они всегда будут примером, и кто бы ни старался ребёнку объяснить, что за живыми существами нужно постоянно наблюдать и помогать им, он не будет этого делать, если папа с мамой не подают должного примера. Очень необходимо экологическое воспитание и общение людей с природой ещё с малого возраста.

Поэтому начнем с мелочей:

  • Продолжительно гуляя во дворе можно увидеть много трав, животных, птиц, которых не видно каждый день. Это однозначно заинтересует малыша и позволит узнать «почемучке» что-то новое.
  • Семейные прогулки в лесу, на берегу ручья, позволят подружиться с природой, узнать разновидности пения птиц, научат различать звуки. И обязательно перед прогулкой необходимо объяснить, что рвать цветы, мусорить на природе нельзя!
  • Дать ребёнку услышать, как стучат камни, шелестят листья и акцентировать внимание на этой разнице. Воспитывая эти мелочи, ребёнок – узнаёт мир.
  • Стоит рассказывать ребёнку, что такое дождь, гроза, снег и другие природные явления. Дети любят, когда родители это делают в стихах, или сказочной форме.
  • Ребёнку будет интересно посадить с родителями цветок, дерево, картошку или другое культурное растение. Таким образом, он увидит, что маленькое растение растёт точно так же, как и малыш. Поэтому не стоит его обижать.
  • Ещё стоит вместе с малышом проводить уборку в доме, ухаживать за комнатными растениями, это воспитание приучит «с пелёнок» жить в чистоте, развивает трудолюбие, эстетическое и экологическое развитие.
  • Поделки из натуральных материалов природы позволят украсить дом, заинтересовать ребенка процессом и подтолкнуть к тому, что если ухаживать за деревьями, у них будут красивые листья, из которых можно сделать поделку.
  • При чтении сказок, нужно обсуждать с её сюжет. Прояснять, кто из героев представляет сторону добра, или зла. Этим воспитывается нравственность и экологическое воспитание.
  • Стоит уделить внимание книгам, журналам, каналам телевидения, которые подробно рассказывают: как выживают животные, чем питаются. Это будет любознательно для малыша.
  • Очень полезно завести домашнего любимца. Он будет прививать чувство ответственности, успокаивать и радовать во время прикосновения к нему.

Дети, родители которых формировали экологическое воспитание, могут создать новое общество. Вследствие чего, благоприятное экологическое поведение улучшит окружающую среду, которая отблагодарит большим количеством своего богатства.

Тропинка для экологического воспитания

Не так давно, придумали тропинку, для развития детей. По сути, она представляет собой палисадник, густо насаженный многолетними цветами, деревьями, кустарниками и прочим. Его можно создать везде, под окнами многоэтажных домов или в собственном дворе.

Тропинка разбивается на несколько этапов:

Этап 1 – «Смешанный лес». Рассаживаются саженцы различных лесных деревьев, кустарников, привезённых из леса. Вырезаются плоскостные изображения лесных зверей, которые по ходу этого этапа будут встречаться по очереди. Также под деревьями спустя несколько лет, начнут расти съедобные грибы, что дополнят эту тропу и сделают её натуральной.

Рекомендации:

  • Рассматривать и наблюдать за деревьями, кустарниками в разное время года. Позволяет, не отходя от дома видеть, как изменяется лес с каждым кварталом.
  • Сравнивать разные виды деревьев друг с другом, что научит их различать.
  • Учить ухаживать за лесными растениями.
  • Контактировать с разными видами ненастоящих животных и познавать информацию о них.

Этап 2 – «Мини-пруд». Представляет собой небольшое углубление. Его легко можно сделать, вкапывая в землю старую и ненужную ванночку. В качестве украшения и придания настоящего вида, как в лесу, нужно обсадить папоротником, купальницей, и другими растениями. Сам пруд лучше обложить красивыми чистыми камнями, что дополнят его красотой и индивидуальностью. Конечно, в этом пруду не разведёшь рыбку, но в нём будут плавать личинки, за которыми можно наблюдать.

Рекомендации:

  • Приобщение к уходу за растениями, что любят влагу. И наблюдение за ними.
  • Наблюдение за собирающимися вокруг птицами.
  • Наблюдение за самими насекомыми и их личинками.

Этап 3 – «Цветники». На этом этапе собраны растения, которым требуются для жизни разные условия:

  • тенелюбивые;
  • солнцелюбивые;
  • влагопотребляющие.

Рекомендации:

  • Требуется приобщать ребёнка к труду. Малыш активно принимает участие в подготовке почвы, посадке, прополке и полностью ухаживает за растениями под наблюдением взрослых и с их помощью.
  • Сравнение видов цветов, расцветок, способа ухода.
  • Беседы об уходе за растениями, и какую помощь приносит человечество для них.
  • Помочь исследовать взаимосвязь цветов с окружающей средой.
  • Формировать потребность ребёнка ухаживать за окружающей средой.

Этап 4 – «Кормушка». Очень важно приобщать детей к уходу за птицами и насекомыми. Тропинка с гнёздами, кормушкой и поилкой, вызывает интерес у детей и помогает птицам. Туда прилетают различные их виды в любое время года, и даже выводят новые поколения птенцов.

Рекомендации по всей тропинке:

  • Прогулки по тропинке, способствуют не только оздоровлению на свежем воздухе, а развивают знания об окружающей среде и о животных.
  • Ребёнок может пощупать любое растение. Так, приобретаются сенсорные качества.
  • Анализируется взаимосвязь между растениями.
  • Обеспечивается безопасность, для познания ребёнком окружающей среды. А также находиться вблизи дома.
  • Ребёнок становится ближе к окружающей среде. Начинает переживать и сочувствовать растениям, животным, которые растут сами по себе.
  • Малыш может передать свои чувства в рисунках, использовать листья от деревьев, как материал для поделок.
  • На этой тропинке можно проводить различные игры и экскурсии. В будущем, она будет отличным домашним ботаническим садом.

Экологическое воспитание у детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание поведения, начинается с раннего детства. Как правило, ребёнок полностью подражает действиям родителей. Поэтому они должны старательно ухаживать за растительностью и дикими, домашними питомцами.

Экологическое воспитание и его значение, для детей дошкольного возраста:

  • Воспитывает чувство ответственности за сохранение окружающего мира.
  • Побуждает видеть природную красоту.
  • Побуждает понимать взаимосвязь всего живого в мире.
  • Предотвращает пагубное экологическое действие.
  • Расширяет кругозор и способствует уходу за живым миром.

У Толстого, Пушкина, Пришвина, есть замечательные сборники стихов и рассказов про животных, что обеспечивают экологическое воспитание. Эти добрые, полезные повествования будут нужны малышу. Рекомендуется с раннего детства приучать малыша к интересной литературе, которая питает добротой и вызывает сочувствие к окружающей среде.

Приобщение к действиям, что способны спасти окружающий мир. Это может быть установка кормушек либо полив комнатных цветов. Кроме того, поощрение труда малыша заинтересует и вдохновит на самостоятельный уход за живыми существами.

Экологическое воспитание в школьном возрасте

Существенно отличается воспитание экологического поведения у младших и старших школьников. У начальных классов, это происходит в игровой форме и включает в себя несколько методик:

  • Дискуссии на тему взаимного отношения между человеком и природой.
  • Выход в лес, с целью узнать разнообразие животного и растительного мира, а также наблюдение за ним.

Родители обязаны донести ребёнку, о некоторых действиях, пагубно воздействовавших на природу и пояснить, что хорошо и плохо. Информация должна подаваться по чуть-чуть с подтверждающими действиями. Например: после семейного отдыха, нужно прибрать за собой мусор и потушить костёр.

Объяснить малышу: «Если самостоятельно не прибрать – никто этого не сделает и будет мусорно и грязно. А если не потушить костёр – лес может загореться».

Приносит пользу общение с домашними питомцами. Поначалу малыш просто ласкает животное, может спать с ним, но однажды поймёт, что котик или собачка тоже требуют ухода: кормления, вычесывания, уборки, прививания. После чего, ребёнок начнёт самостоятельно, с удовольствием выполнять эти действия.

Экологическое воспитание старших детей, происходит в спец. кружках, которые специализируются на охране природы. Там проводятся интересные исследования, индивидуально подобранные игры, которые способствуют развить экологическое воспитание.

Экологическое воспитание – неотъемлемая часть в жизни ребёнка, благодаря этому можно вырастить достойных детей, которые не допустят уничтожения природной среды, вымирания отдельных видов растений и животных. А также будут стараться восстановить испорченную человеком природу.