Общение помогает людям понимать друг друга, чтобы взаимодействовать между собой и сосуществовать. Иногда природа с периодическим постоянством воссоздает патологическую комбинацию факторов генетики и окружающего мира. В результате рождаются люди, «спрятанные внутри себя» — аутисты.
Как общаться с детьми аутистами?
Аутизм – это не просто диагноз, это способ существования, который является пожизненным и лечению не поддающимся. Дети — аутисты в корне отличаются от окружающих их людей не только поведением, но и восприятием мира, плохой способностью к взаимному общению и неумением адаптироваться под ситуации.
Те, кто называет аутистов дурачками, не правы – среди них встречается много талантливых людей с повышенным IQ. Просто они по-иному воспринимают мир, с которым не умеют найти общего языка.
Особый подход. Чтобы родителям было легко общаться с аутичным ребенком, придется найти к нему особый подход. Для этого понадобится большое терпение и способность к обучению самих взрослых. Приучать к жизни аутиста по методикам, применяемым к стандартным детям, здесь не получится.
Жесты. Основной принцип общения с аутичным ребенком – умение наблюдать за его поведением. Жесты – вот основной язык, которым малыш пытается рассказать о своем мироощущении. Сразу следует уяснить, что у аутистов все органы чувств, как правило, развиты в несколько раз сильнее, чем у обычных людей. Это становится настоящей трагедией, так как каждое усиленное чувство влияет на нервные окончания и отражается на психическом состоянии.
Как разговорить аутичного ребенка? Решать проблему следует с помощью специально подобранной корректирующей программы, исходя из формы алалии. При этом занятия должны быть ежедневными, проходить в игровой форме с использованием специальных пособий, и ни в коем случае не в принуждающей к действиям манере.
Моторная алалия. Обучение аутичного ребенка при моторной алалии проходит в несколько этапов.
- 1-й нацелен на активацию желания малыша разговаривать. В процессе игры производимые мамой звуки и слоги должны сопровождаться жестами, которые привычны и понятны аутисту.
- 2-й этап – это работа над словотворением. Здесь нужно каждое действие комментировать словами.
- На 3-ем этапе можно начинать вести диалоги, например, по сюжетным картинкам. Задавая простые вопросы, не стоит требовать от малыша сложных ответов.
- 4-й этап – закрепительный. Здесь уже можно попытаться придумывать рассказы, выбирая свободную тематику.
Повышенная чувствительность. Осязание, обоняние, зрение, слух и вкус – вот 5 критериев чувств, которыми владеет каждый человек. Яркие их проявления для аутиста становятся настоящей пыткой, о чем ребенок пытается показать жестами: закрывает глаза или уши, отказывается от неприятной (по его ощущениям) пищи, снимает с себя одежду, которая раздражает тело. Это не детские шалости, а способ малыша сказать о своих чувствах.
Именно умение «слышать» этот язык жестом и будет основой общения с ребенком-аутистом. Научившись понимать этот язык, взрослые научатся общаться с аутичным малышом.
Как научить разговаривать ребенка аутиста?
Как правило, аутичные дети либо очень плохо разговаривают, либо вообще не умеют говорить. Такая задержка в речевом развитии никак не связана с умственными способностями ребенка – это, скорее, вызвано неумением идти на контакт.
Почему ребенок — аутист не разговаривает? Находясь «внутри себя», аутист ведет невербальные разговоры, которые формируются в его голове. Зачастую у таких детей большой словарный запас, который они не могут воспроизвести обычной речью. Если ребенка научить, допустим, писать на компьютере, он вполне способен высказать подобным образом свои мысли.
Каждого малыша мамы учат общению, только в данном случае такое обучение займет более длительный период. Но, набравшись терпения, в конечном итоге можно получить положительный результат. Как действовать, будет зависеть от формы отсутствия речи.
- Алалия моторная проявляется в неумении ребенком воспроизводить слышимую речь, хотя он отлично ее понимает. Это связано с нарушением анализатора речедвигательного.
- Сенсорная алалия — это неспособность ребенка понимать речь, поэтому и не развивается умение говорить.
Несмотря на то, что алалия – серьезный дефект, дети с диагнозом аутизм будут разговаривать, если развить у них такую потребность.
Сенсорная алалия – более серьезная ситуация. При ней придется на время обучения ограничить малыша от контакта с окружением, пойти на создание некоего зрительного «голода» — не включать телевизор и спрятать все игрушки, картинки, книжки.
- Привлекать внимание ребенка к окружающим звукам следует с помощью погремушек, губной гармошки, колокольчиков. Малыш должен научиться определять направление, откуда этот звук исходит.
- Затем обучают ребенка определять на ощупь предметы, исходя из их формы, размеров, фактуры, контура.
- И только после этого можно начинать учить произносить сначала звуки, затем слова, и постепенно переходить к диалогам.
На протяжении всего периода обучения общаться с аутистом нужно ровно, без проявления отрицательных эмоций и повышения голоса. Нельзя также подправлять речь ребенка или критиковать ее.
Как правило, аутисты при общении стараются не смотреть в глаза, но процесс обучения предусматривает зрительный контакт. Поэтому нужно постараться во время занятий удерживать взгляд ребенка. Также стоит сконцентрировать его внимание на губах говорящего, предлагая малышу воспроизвести мимику и жестикуляцию лица во время произношения звуков. Аутисты умеют подражать, если осознают, для чего это необходимо.
Может ли ребенок разговаривать с аутизмом?
Проявляться аутизм по-настоящему начинает ближе к трем годам, когда приходит время начинать разговаривать. Обследовав ребенка у врачей, родители могут услышать диагноз «задержка речевого развития» или того серьезнее — «аутизм», пугаться не стоит. Если у малыша хороший слух и он активно реагирует на звуки, разговорить его будет не сложно.
Обучение. Ребенок — аутист способен поддаваться обучению. Только для этого рядом необходим терпеливый помощник, который постепенно адаптирует малыша к окружающему миру. Такими спутниками по жизни становятся, как правило, родители. Логопеды и психотерапевты только помогают корректировать развитие с помощью индивидуально подобранных программ.
Можно достигнуть хороших результатов., если не подтрунивать над попытками аутиста говорить, не корректировать его речь, не демонстрировать никаких предубеждений в отношении способностей ребенка.
Стимул к общению. Избавив малыша от стрессовых ситуаций в жизни, сняв всяческие давления и наполнив обучение игровой непринужденностью и радостью, родители создадут стимул к желанию общаться. При этом взрослые постоянно должны своим примером показывать, как им самим приятно разговаривать с ребенком.
Расхожее мнение о том, что ребенок с аутизмом не разговаривает, не должно останавливать родителей от попыток научить своего малыша вербальному общению с окружающим миром.
Как общаться с ребенком аутистом 10 лет?
Дети-аутисты видят и воспринимают мир по-своему. Поэтому им так сложно налаживать коммуникационные связи с окружающими. Постороннему человеку не понять аутиста, а вот близкие для него люди должны научиться общаться с ним. Для этого потребуется уяснить несколько принципов.
У аутистов, как и у обычных людей, есть своя сфера интересов. Ребенок всегда пойдет на контакт, если в разговоре затронуть близкую ему тему. Общаться с ребенком нужно на равных, даже если ему всего лишь 10 лет. При этом речь собеседника не должна быть сложной – лучше использовать короткие предложения, чтобы их легче было осмыслить.
- Если ребенок-аутист с трудом воспринимает устную речь, можно найти альтернативные способы общения, используя жесты, письмо (если он умеет читать) или рисунки. Последний вариант особенно приемлем, так как аутисты мыслят образно.
- Если ребенок молчит и не идет на контакт, не стоит его принуждать. Возможно, что-то не так в окружающей обстановке, или ребенок мысленно занят чем-то другим, более интересным ему. Так что молчание аутиста не обозначает личную неприязнь.
- Не стоит вводить детей в стрессовую ситуацию вопросами, на которые они не смогут ответить или смысл которых не понимают. Лучше с аутичным ребенком общаться в форме обычной разговорной речи, а не устраивать викторину в «что? где? когда?».
- Иногда ребенок может сам пойти на контакт – не стоит от этого отмахиваться. Родителям всегда нужно находить время на своего киндера. А еще лучше – никогда не упускать из виду его эмоциональное состояние, чтобы сразу же отреагировать.
- Для общения с ребенком (будь ему 3 года или 10) нужно подбирать подходящее время, когда он расслаблен, а окружающая обстановка не действует возбуждающе.
- Шутки, идиомы, сарказм 10-тилетнему ребенку-аутисту не понятны – он способен воспринимать только прямую речь. Это следует учитывать при общении.
При диалоге с 10-летним ребенком, в разговоре делают паузы, стоит давать ему возможность переосмыслить услышанное и подобрать правильный ответ. Способность общаться медленно – это не свидетельство умственной отсталости. Мозг аутиста – это маленький компьютер, которому необходимо время для обработки информации.
В разговоре с ребенком следует употреблять привычные для него речевые обороты. Если каждый раз по-новому строить фразы, это может сбить ребенка-аутиста с толку. Для него важны постоянство и системность. Поэтому родителям придется придерживаться привычной схемы, без использования нюансов.
Являясь сами повышенно чувствительными, дети-аутисты не способны воспринимать эмоции окружающих. Так что не стоит принимать равнодушие ребенка к своим переживаниям или боли, как грубость или эгоизм. Таких нюансов аутисты просто не понимают.
Если в семье появился аутист, не стоит воспринимать это, как «кару небесную» — ведь судьба наградила их особенным малышом. Посвятив свою жизнь ребенку, родители смогут вырастить социально коммуникабельного человека, способного адаптироваться в окружающем мире.