Детские страхи – это одна из основных проблем психологии малышей, с которой действительно нужно бороться. В каждом случае коррекция страхов у детей младшего школьного возраста требует индивидуального подхода для того, чтобы на самом деле удалось успешно справиться с проблемой.
Причины страхов у детей младшего школьного возраста
Дети младшего школьного возраста часто сталкиваются с разнообразными страхами. Активное совершенствование нервной системы, полноценное включение всех функций больших полушарий головного мозга, усиление аналитической и синтетической функции коры головного мозга – это основа полноценного развития мышления и дальнейшего взросления.
У ребенка страх перед школой может быть абсолютно нормальным и понятным явлением, ведь малыш не всегда понимает, с какими задачами он столкнется, каким будет его последующий день.
Основным периодом развития становится ситуация, когда только начинается обучение в школе, предполагается поступление в первый класс, ведь любой маленький человечек должен полностью перестроиться на новый образ жизни.
Причины детских страхов:
- случай, который привел к тому, что ребенок чего-либо испугался. Корректировка подобных страхов проходит успешно и быстро. В то же время реакция на случай определяется спецификой личности малыша;
- внушенные страхи. Источником становятся взрослые люди, вне зависимости от типа установленных отношений с ребенком: родители, родственники, учителя. Если малыша предостерегать от потенциальной опасности, одновременно проявляя яркие эмоции, последствия будут нежелательными;
- детская фантазия. Ребенок способен вообразить предмет страха;
- внутрисемейные конфликты и чувство вины перед родителями;
- неудачные отношения со сверстниками. Конфликты с одноклассниками приводят к страху унижения и потери интереса к школе;
- неправильный и деструктивный подход к воспитанию ребенка. Недостаток или избыток внимания, жестокое отношение часто приводят к появлению страхов;
- наличие невроза. Данный недуг появляется из-за специфических и нестандартных страхов, поэтому предполагается обязательное взаимодействие с врачом для дальнейшего блага растущего человечка.
Важно понимать, что специфика страхов детей младшего школьного возраста зависит не только от существующих причин, но и обуславливается генетической предрасположенностью. Если оба родителя отличаются боязливыми и застенчивыми характерами, малыш сталкивается с соответствующим риском для себя.
Как корректировать страхи у детей?
Коррекция всегда начинается с диагностикой. После того, как успешно проведена диагностика детских страхов младших школьников, рекомендуется исправить особенности психического развития, подкорректировать восприятие окружающего мира с учетом жизненных обстоятельств.
Арт-терапия – это эффективная методика психотерапии, во время которой традиционно используют творческие и художественные приемы:
- игру;
- рисование;
- создание разных историй;
- актерские сценки;
- обсуждение книг.
Отдельными направлениями являются библиотерапия (сказкотерапия), куклотерапия, танцевальная терапия, драматическая терапия, песочная терапия.
Если удается объединить несколько методик в единое целое, появляются максимальные шансы адаптировать ребенка для взаимодействия с окружающим миром.
Зоотерапия. Еще один популярный вид коррекции детских страхов – это зоотерапия. Ученые доказали максимальную пользу общения с кошкой, собакой, лошадью. Зоотерапия позволяет нормализовать артериальное давление, устранить усталость и стресс.
Американские терапевты активно используют садовую терапию для улучшения психологического и физического здоровья детей, расширения бытового и социального опыта, благодаря чему возможностей для успешной и полноценной жизни становится больше.
Предлагается пример диагностики и коррекции детских страхов на основе рисунков.
Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста:
- первоначальная задача – это создание рисунка на заданную тему, которая должна быть нейтральной и в то же время близкой. Например, нужно нарисовать на тему «Моя семья», ведь психолог сможет провести анализ;
- затем рекомендуется выявить страх у детей школьного возраста, поэтому тема может быть глубокой. Например, можно попросить нарисовать предмет страха или сюжет страшного сна. В это время малыш будет подсознательно избавляться от того, чего он боится на самом деле;
- важный этап – это анализ рисунков: цветовая гамма, сюжет;
- с ребенком нужно обсудить нарисованное. Вне зависимости от того, что же оказалось нарисованным, нужно проявить максимальную поддержку;
- следующая стадия работы – это устранение страхов. Для этого желательно все страхи у детей младшего школьного возраста и описать рисунок с деликатным юмором. Если малыш отмечает улучшение своего состояния, его нужно обязательно похвалить.
Результаты нужно закрепить, поэтому заключительная тема рисунка должна быть направлена на «Кем я хочу стать», «Мечты о будущем». Позитивное завершение заказа повышает шансы на успех.
Любые детские страхи заслуживают внимания, ведь только в этом случае раскрываются шансы на успешное развитие ребенка.